28/01/2015

Интернет и классические СМИ: в чем разница?

Здесь будут рассмотрены основные различия в воздействии на людей между интернетом и классическими СМИ. Суть этих различий состоит в том, что интернет, являясь более сложным чем классические медиа инструментом, с одной стороны дает потребителю больше возможностей по получению достоверной и релевантной информации, но с другой стороны позволяет пропагандистам проводить более эффективные, но при этом незаметные кампании по манипуляции общественным сознанием.

Но прежде чем перейти к детальному рассмотрению особенностей воздействия интернет-СМИ и тех следствий, которые из этих особенностей проистекают, я хочу развеять распространенное среди интернет-пользователей заблуждение, будто бы телевизор, как инструмент управления сознанием, давно уступил место всемирной сети. Так вот, это совсем не так. Ибо, помимо того, что аудитория таких каналов как Первый, Россия и НТВ на порядки превосходит аудиторию любого интернет-ресурса (кроме разве что поисковиков, о них мы поговорим отдельно), телевидение по прежнему значительно сильнее в так называемых фоновом и наведенном информационном воздействии. Это значит, что переданный по телевизору сюжет воспримут не только те, кто находился непосредственно перед экраном, но и те, кто занимаясь посторонним делом услышал лишь звуковой ряд, а также те, кому информацию о сюжете донесут посмотревшие его непосредственно. Ибо, в отличие от интернет-аудитории, телевизионная (да и газетная тоже) аудитория более социализирована (общительна), а значит лучше проводит транслируемую среди нее информацию. В частности, в силу своего возраста и социального положения, телевизионная аудитория чаще общается с детьми дошкольного возраста, чье мнение особенно восприимчиво. А это, между прочим, будущие интернет-пользователи.

А теперь перейдем к описанию особенностей сетевых СМИ.

1. Неограниченность информации.
Это, пожалуй, главная фишка “интернета”, его изюминка, делающая его увлекательным средством времяпровождения и дающая человеку иллюзию открытого мира, в котором теперь нет ничего тайного и неизвестного. Хотя уже один тот факт, что еще двадцать лет назад (по историческим меркам – один миг) ничего подобного не было и в помине, и люди не могли узнать 99% того, что они могут легко узнать теперь, должен сильно насторожить. Ведь получается, что мы в одно мгновенье и совершенно внезапно оказались в совершенно новом мире с новыми, не имеющими аналогов в прошлом, законами. На самом деле, мир не стал открытым, просто железный занавес имеет теперь не внешнюю природу, а внутреннюю и обуславливается ограниченной способностью человека к усвоению информации.

Что из этого следует ? А то, что доступная информация теперь многократно превосходит возможности человеческого внимания ее переварить. Следовательно, удалить нежелательную информацию можно не только удалив ее физически (что, наоборот, затруднительно), но и выведя из под фокуса внимания аудитории, или заглушив информационным шумом. Эффект при этом во многом равносилен удалению, но выглядит все честно, чисто и естественно.

2. Интерактивность.
Пользователь интернета является не просто пассивным потребителем контента, но и его соавтором. Уже с появлением простейших форумов и гостевых книг люди получили возможность высказываться по поводу того или иного интернет-контента, критиковать, давать оценки авторам. Позже возникли сайты с саморегулирующимся пользовательским контентом (типа Vott.ru), являющиеся как-бы продуктом творчества коллективного разума аудитории. Наконец, блоги и социальные сети представляют широкий спектр возможностей по индивидуальному самовыражению.

Интерактивность примечательна тем, что создают иллюзию вовлеченности человека в процесс формирования общественного мнения в той или иной сетевой группе. Хотя в действительности общественное мнение группы формируется по тем же законам, что и мнение аудитории традиционного СМИ, то есть за счет подбора новостей и комментариев экспертов, участник форумного обсуждения считает это мнение результатом совместных усилий членов группы, в том числе и своих собственных.

3. Роль поисковых систем.
Люди, обсуждающие влияние интернета на общественной мнение, часто недооценивают, а то и вовсе упускают из вида такой фактор, как поисковые системы. А ведь подавляющая доля трафика аудитории приходится именно на них. Существует расхожее мнение, что поисковики осуществляют поиск наиболее релевантной информации по запросу, но на самом деле это не совсем так. Любая популярная поисковая система оптимизирована таким образом, чтобы предсказать, какая именно страница окажется наиболее подходящим ответом на запрос с точки зрения большинства пользователей. Следовательно, поисковая выдача отражает не объективную релевантность выдаваемых страниц запросу, а их соответствие стереотипам основной массы населения. Часто, чтобы узнать, люди думают по том или ином явлении, достаточно ввести его в поисковик и посмотреть результат.

Также сильное влияние на поисковую выдачу оказывают так называемые сеошники (от слова SEO – Search Engine Optimization, по русски – поисковая оптимизация), которые за деньги продвигают нужные страницы по тому или иному запросу. SEO-индустрия только в нашей стране имеет оборот близкий к миллиарду долларов. Понятно, что такая мощь будут использоваться не только в коммерции, но и в задачах политического пиара, раскрутки нужных СМИ и управления общественным мнением.

4. Узко сегментированная аудитория.
Большинство интернет-сайтов, блогов, публичных страниц в соцсетях имеют узкую тематическую направленность и соответствующую аудиторию. Сия особенность накладывает свои ограничения на пиар и пропаганду в сети. Конечно, это не относится к крупным новостным порталам с широкой аудиторией, где информационное воздействие осуществляется классическим способом – огнем по площадям. Но, как показывает практика, наиболее интеллектуальные и образованные пользователи предпочитают специализированные ресурсы, где собираются люди того же культурного и образовательного уровня, имеющие схожие интересы. Это может быть, например, сайт любителей аквариумных рыбок, или спортивного конструирования квадролетов. Как правило, на таких ресурсах до поры до времени практически отсутствует какая-либо политота и наблюдается пропагандистский вакуум.

Однако, по мере усиления внешнего информационно-пропагандистского напряжения, туда по закону Фика за начинает проникать и политически. Главная особенность информационного воздействия на нейтральных специализированных площадках заключается в том, что нужная информационная начинка там обычно заворачивается в специальную обертку, соответствующую тематике сайта. И потихоньку потребляется аудиторией, пусть и не с той скоростью, как это происходит на массовых площадках.

Интереснее дело обстоит на сильно идеологически сегментированных общественно-политических ресурсах, где казалось бы, все просто: каждое сообщество варится в собственном котле и потребляет соответствующую “дружественную” информацию. Но, если бы дело обстояло так, то процесс информационного воздействия на людей просто стоял бы на месте, т. е. ничего бы не менялось. В действительности, циркулирующая в таких сообществах и соответствующим образом окрашенная информация всегда содержит примеси, иногда заметные лишь натренированному глазу, а иногда и вовсе очевидные. Чтобы примесь потреблялась аудиторией вместе с основным варевом, она должна быть с ним совместима. Или, во всяком случае, не противоречить.

Поэтому, если, например, нужно распространить среди населения антисемитизм, то наибольшее внимание нужно уделить поливанию “жидов” говном не на нацистских, или наоборот антифашистских, ресурсах, а на нейтральных: коммунистических, либеральных, патриотических, анархистских и т. д.

При этом, аргументированное обоснование одной и той же идеи для разных социальных групп должно быть разное и определяться интересами каждой группы, пусть даже в сумме все эти аргументы будут противоречить друг другу. Например, коммунистов можно убеждать тем, что еврейские интеллигенты разрушили советский союз. Имперцам нужно говорить, что “жиды” привели к власти Ленина. Православных, что все евреи безбожники, а атеистов, что они, наоборот, навязывают нам православие. Несмотря на очевидно противоречивое нагромождение утверждений, такая стратегия отлично работает.

Из всего этого вытекает наиболее эффективная стратегия пропагандистских и PR кампаний в сети. Это стратегия так называемого многоканального продвижения, когда одна идея продвигается параллельно через разные ресурсы и разные аудитории под разными соусами. Часто одна и та же идея встраивается в, казалось бы, противоположные и борющиеся друг с другом концепции, оставаясь при этом не замеченной. Но в результате, в соответствии с принципом суперпозиции, когда спор стихает, в головах людей остается именно она.

5. Неформальное лидерство.
Огромное количество информации, циркулирующей в сети, приводит к обесцениванию информации как таковой и возрастанию роли человеческого фактора, а именно увеличению зависимости доверия к информации от уровня авторитетности разместившей ее личности.

Чем авторитетнее тот или иной блогер, журналист, или форумный старожил, тем больше народу прочитает и воспримет всерьез публикуемые им новости и заметки. Такие люди называются неформальными лидерами и играют очень важную роль в распространении сетевых идей, мемов, трендов, формировании общественного мнения. Поэтому, специалисты по сетевому пиару и пропаганде часто налаживают с известными неформальными лидерами контакты и используют их авторитет для распространения своих идей.

Далеко не все неформальные лидеры согласны продавать свою популярность за деньги, поэтому используются разнообразные методы психологического воздействия на неформальных лидеров. Кроме того, государственные структуры и крупный бизнес имеет достаточные ресурсы для раскрутки лояльных себе лидеров и информационной изоляции неугодных.

Источник