SDFF: Как правильно задавать вопросы [полная версия]

СОДЕРЖАНИЕ:
  • Введение
  • Перед тем, как задать вопрос
  • Задаем вопросы правильно
  • Web и IRC-форумы для начинающих помогут получить ответ быстрее
  • Пользуйтесь списками рассылки проектов
  • Темы сообщений должны быть конкретными и осмысленными
  • Упростите посылку ответа
  • Пишите понятно и грамотно
  • Используйте для вопросов понятные форматы
  • Конкретно и детально опишите проблему
  • Краткость - сестра таланта
  • Не утверждайте, что нашли ошибку
  • Публичное самоунижение не поможет решить проблему
  • Описывайте симптомы проблемы, а не свои предположения
  • В описании симптоматики проблемы важна хронология
  • Описывайте цель, а не отдельные шаги
  • Не делайте тайны из решения проблемы
  • Задавайте четкие и ясные вопросы
  • Не задавайте вопросов из домашних заданий
  • Бессмысленные просьбы бессмысленны
  • Не прикрепляйте к своему вопросу ярлык «Срочный», пусть даже для Вас он именно такой
  • Вежливость никогда не мешает и иногда помогает
  • Пошлите краткое описание решения
  • Вывод

ВВЕДЕНИЕ

В мире общения online получить удовлетворительный ответ на задаваемый вопрос очень сложно, если вопрос поставлен некорректно. Мы подскажем Вам, как правильно поставить вопрос, чтобы получить результативный ответ.

Сегодня доступ к программному обеспечению с открытыми текстами-исходниками стал широко доступным, поэтому часто ответы на вопросы в Интернет можно получить от обычных пользователей, а не от профессиональных компьютерщиков или программистов. В отличие от специалистов, погруженных в свой виртуальный мир, опытные пользователи более терпимы к иногда глуповатым вопросам новичков. Поэтому при правильной постановке вопроса они часто могут дать исчерпывающий ответ.


На самом деле, толковый вопрос придется по вкусу и опытным программистам, и ИТ специалистам, ведь решать проблемные задачи, подолгу шевелить мозгами в поисках ответа нравится многим экспертам. Вовремя и правильно заданный вопрос иногда вскрывает спрятанные проблемы, помогает глубже разобраться в теме.


Простые же вопросы часто раздражают. И вовсе не потому, что они не достойны ответа, а потому, что, задавая банальные вопросы, люди не стремятся попытаться найти на них ответы, считая более простым обратиться к специалисту. А на это тратится время, которое могло пойти бы на пользу дела.


На 99% вопросов, задаваемым фрилансерами специалистам из технической поддержки SDFF, есть развернутые ответы в статьях на сайте. Однако чем прочитать статью по теме, фрилансеру проще оторвать специалиста от работы, чтобы в который раз задать один и тот же вопрос.


Человека, который не хочет учиться, называют loser, или просто неудачник. Для такого человека компьютер – игрушка или инструмент для добычи денег. Он хочет пользоваться программным обеспечением, не вникая в технические нюансы. И компьютерщики, и программисты понимают это, однако обсуждать проблемы предпочитают с людьми, активно заинтересованными в том, чтобы понять суть. А, значит, готовыми почерпнуть из ответа на свой вопрос полезную информацию.


Если вопрос поставлен некорректно, предполагает ряд ответов или не предполагает ответа вообще, фрилансер может и не дождаться отклика. Ведь специалисту, к которому он обращается, не платят денег за ответы – это дело его доброй воли. А, значит, в его воле и не отвечать на глупые и бестолковые вопросы. Тем более, что иногда вопросов такое количество, что люди не в состоянии с ними справиться.


Каждый фрилансер должен помнить: все знать невозможно, и это нормально, когда человек чего-то не знает и задает вопросы. Просто задавать их нужно правильно и при этом действительно хотеть получить ответы.


Обратившись за помощью в техническую поддержку SDFF, определитесь, что именно Вам нужно знать, конкретизируйте проблему, и ответ будет незамедлительно дан.


ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЗАДАТЬ ВОПРОС

До того, как обратиться с вопросом к администраторам или в службу технической поддержки, советуем сделать следующее:
  • Попробуйте найти ответы на сайте в категории «Популярные вопросы».
  • Попробуйте найти ответы в статьях на SDFF.
  • Попробуйте отыскать ответы в справке проекта.
  • Спросите ответа на форуме или у людей с опытом работы.
  • Попробуйте найти ответы при помощи поисковых систем.
  • Если вы фрилансер программист, проанализируйте исходный код, может, ошибка кроется в нем.
Если ответ не найден, задавайте вопрос специалистам. Не забудьте сказать, что все вышеприведенные этапы уже пройдены. Это даст понять, что Вы не просто отнимаете чужое время, а действительно искали ответ на вопрос, но найти не смогли. Очко в пользу фрилансера даст и краткий отчет о результатах поиска. Тогда специалисту будет легче найти решение проблемы, а фрилансер покажет себя, как человек грамотный и активный.

Попытка нахождения ответа в поисковых машинах может привести фрилансера к документам, помогающим устранить проблему, либо к обсуждению вопроса, в котором можно будет отыскать ответ. Если же поисковый запрос результата не дал, то даже это пригодится при обращении за помощью, как свидетельство бесполезности поиска по данному направлению.


Хорошенько продумайте вопрос. Если он будет поверхностным, то и ответ станет таковым.


Если фрилансер задает вопрос в Интернет, он не всегда может дождаться ответа, если только не оплатил подобную услугу. На SD фабрике фриланса те, кто задает правильные вопросы, всегда получат правильные ответы. Однако не требуйте от специалистов пошаговой инструкции для решения Ваших проблем.


ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ ПРАВИЛЬНО

Прежде чем задать вопрос, фрилансер должен определиться, кому и где его задавать. Можно с большой вероятностью остаться без ответа, если:
  • задать вопрос на форуме, отличающемся по тематике (off topic);
  • послать элементарный вопрос на форум с обсуждением сложных технических тем или наоборот;
  • разослать вопрос в большое количество дискуссионных групп одновременно (cross-post);
  • послать вопрос по электронной почте человеку, который с Вами не знаком.
ИТ специалисты проигнорируют вопросы не по теме, поэтому, чтоб не попасть в спам, для начала найдите подходящие форумы, тесно связанные с проблемой, через поисковые системы. Попробуйте обратиться в ЧаВО или FAQ. На страницах может быть написано, как именно сообщать об ошибках, или дана соответствующая ссылка.

Если же Вы отсылаете личное сообщение незнакомому человеку, не ожидайте, что он станет Вашим бесплатным консультантом.


Прежде чем задать вопрос в дискуссионной группе или на форуме, проштудируйте сообщения – возможно, Вы не первый, кто спрашивает об этом. Убедитесь в соответствии вопроса тематике форума. Поищите в архивах, используя ключевые слова. Старайтесь не задавать один и тот же вопрос по всем каналам связи сразу, обращайтесь за помощью по очереди.


Получить ответ на частном форуме менее вероятно, чем на общедоступном. На втором, как минимум, пользователей больше.


WEB И IRC-ФОРУМЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПОМОГУТ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ БЫСТРЕЕ

Web-форум или канал IRC для начинающих - отличные места, чтобы получить ответы на типичные вопросы новичков. Канал IRC, который открыто рекламируется, просто приглашает задавать вопросы и получать ответы. И часто это происходит в режиме реального времени.

Если проблемная программа взята вами из дистрибутива, стоит сначала поинтересоваться о решении вопроса на форуме дистрибутива, а уж после обращаться в форум рассылки программы.


Если на Web-форуме в наличии система поиска, введите ключевые слова, чтобы найти похожие темы для обсуждения. Вдруг именно Ваш вопрос там обговаривался?


Возможно, на Web-форуме или канале IRC есть электронная почта для общения с разработчиками, тогда стоит обратиться за помощью к ним.


ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СПИСКАМИ РАССЫЛКИ ПРОЕКТОВ

Если проект имеет список рассылки для разработчиков, можно слать вопросы туда, а не отдельным разработчикам. Найдите адрес списка в документации или на сайте проекта, и отсылайте вопросы по этому адресу. Причин так поступать есть несколько:
  • Если вопрос действительно ценный для одного разработчика, он будет таким и для группы. Если же вопрос примитивный, то он не заинтересует ни группу, ни отдельного разработчика.
  • Если серьезный вопрос задан в списке рассылки, нагрузка для решения проблемы распределится между несколькими разработчиками, а, значит, решение найдется быстрей.
  • Списки рассылки чаще всего архивируются и впоследствии индексируются системами поиска. Поэтому кому-то Ваш вопрос может пригодиться.
  • Часто задаваемые вопросы могут помочь разработчикам в улучшении программного продукта или документации. Если вопросы задаются разработчику лично, это не показывает общей картины, если же в списки – сразу видно, о чем спрашивают чаще всего.
Если на форуме списки для разработчиков и для пользователей разделены, обращайтесь в списки пользователей. Если же вопрос сложный и Вы несколько дней не получаете ответа, обращайтесь к разработчикам.

Если списка найти не удалось, но на сайте есть адрес автора проекта, спрашивайте у него. Только в сообщении не забудьте упомянуть, что не смогли найти соответствующий список. Также уточните, что Вы не против, если письмо перешлют другому специалисту. Главное – получить ответ.


ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОНКРЕТНЫМИ И ОСМЫСЛЕННЫМИ

Чтобы привлечь внимание специалистов к проблеме, нужно кратко, четко и интересно написать тему. Вместо крика о помощи постарайтесь лаконично описать суть проблемы.

Многие службы технической поддержки используют для тем сообщений шаблон «объект-отклонение». «Объект» описывает, с чем произошла неполадка, а «отклонение» описывает, какая именно.

Плохо: ПОМОГИТЕ! Видеокарта на моем ноутбуке работает неправильно!
Хорошо: Неправильная форма курсора мыши в XFree86 4.1, видео на чипсете Fooware MV1005
Очень хорошо: XFree86 4.1 курсор мыши на чипсете Fooware MV1005 - неправильная форма.
Составление сообщения согласно такому шаблону поможет попутно более глубоко осмыслить проблему.

Представьте, что Вы просматриваете архив, где отображены только темы. Вам понятны проблемы из тем сообщений? Ваше сообщение должно быть таким же понятным, чтобы человек, столкнувшийся с похожей проблемой, мог легко отыскать ответ.


Если вопрос задается в продолжение обсуждения, обязательно измените строку темы, чтобы было понятно – Вы задаете вопрос. Цитируйте предыдущие сообщения минимально, но так, чтобы пользователям было понятно, о чем идет речь.


Вообще, если Вы хотите, чтобы сообщение было замечено наверняка, создайте на форуме новую тему, предварительно убедившись, что она действительно новая.


УПРОСТИТЕ ПОСЫЛКУ ОТВЕТА

Не заставляйте человека, пытающегося Вам помочь, входить в почту и набирать адрес, чтобы отправить Вам ответ. Максимально упростите процедуру общения. Просить ответить по электронной почте стоит в исключительных случаях, только если информация должна быть недоступна другим пользователям. В иных случая ждите ответа на форуме, где задали вопрос. А чтобы его не пропустить, запросите получение уведомлений на почту, и форум сообщит о каждом новом сообщении в интересующей Вас теме.

ПИШИТЕ ПОНЯТНО И ГРАМОТНО

Научно доказано: люди, которые пишут небрежно и невнимательно, ведут себя так же и в мыслях, и в работе, и в кодах создаваемых программ.

Вот почему так важна четкость и правильность формулировки Вашего вопроса. Никто не говорит, что язык должен быть академически-официальным, ведь в среде ИТ специалистов принято общаться на неформальном сленге. Но Ваша проблема должна быть понятна из формулировки.


Соблюдайте правила пунктуации и синтаксиса, не пишите сообщение полностью в верхнем или полностью в нижнем регистре, проверяйте правописание слов на других языках. Безграмотное писательство ставит получение ответа на вопрос под сомнение. В лучшем случае, Вас может ожидать порция сарказма.


Если язык форума для Вас не родной, ошибки Вам простят. Но если Вам просто лень нажать пару кнопок – прощения не видать. Если же язык адресата Вам неизвестен, лучше пишите на английском, ведь это родной язык Интернета. Так шанс, что вопрос прочтут, увеличивается.


ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ ПОНЯТНЫЕ ФОРМАТЫ

Если вопрос прочитать и понять тяжело, большая вероятность, что человек не будет перетруждать себя и просто отбросит вопрос. Поэтому мы советуем:
  • Оформляйте сообщение, как обычный текст, а не HTML-текст.
  • Допустимы MIME-приложения с реальным содержанием (с приложением исходного текста или файла исправлений).
  • Сообщения, абзацы которых представляются одной строкой, читать очень сложно. Настройте вставку переноса строк на 80 символов.
  • Не разбивайте фиксированные позиции на несколько строк (записи сеансов или дампы журналов), включайте данные в сообщения в том виде, в каком они есть.
  • Не отсылайте на англоязычные форумы сообщения в MIME Quoted-Printable кодировке, многие почтовые агенты ее не поддерживают. Текст с дополнительными символами будет мало читабельный и искаженный.
  • Не используйте для сообщений патентованные закрытые форматы типа Excel или Microsoft Word. Специалисты не будут с ними возиться.
  • Отключение поддержки Smart Quotes от Microsoft избавит Ваше сообщение от засоряющих его дополнительных символов, мешающих чтению.
  • Злоупотребление «смайлами», разнообразием шрифтов и цвета в Web-форумах не приветствуется, если Вам важно решить проблему, а не поразвлечься.
  • Используя почтовые клиенты, убедитесь, что Ваши сообщения отсылаются без дополнительных обременяющих значков.

КОНКРЕТНО И ДЕТАЛЬНО ОПИШИТЕ ПРОБЛЕМУ

  • Внимательно и четко опишите обнаруженную проблему или ошибку.
  • Опишите, где именно возникает проблема (в операционной системе, приложениях и так далее). Укажите релиз и дистрибутив (например, «Fedora Core 4» и так далее).
  • Прежде, чем задавать вопрос, опишите результаты Вашего исследования проблемы, опишите, какие шаги Вы предприняли по изоляции и диагностике проблемы.
  • Опишите, какие изменения в программном обеспечении или компьютере были совершены, если это может повлиять на решение проблемы.
  • Постарайтесь заранее подготовить ответы на вопросы, которые могут возникнуть у специалиста при изучении Вашей проблемы.
  • Почитайте эссе Саймона Тэтхема «Как эффективно сообщать об ошибках». Пригодится.

КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА

Точность и информативность важнее большого объема запроса. Постарайтесь максимально сократить сложный для прочтения текст, сохранив основные сведения об ошибке.

Упрощенный и лаконичный вопрос проще читать, легче воспринимать, на него приятней отвечать. Плюс в ходе упрощения Вы, возможно, и сами отыщете ошибку.


НЕ УТВЕРЖДАЙТЕ, ЧТО НАШЛИ ОШИБКУ

Если проблема связана с программным обеспечением, не утверждайте, что знаете, в чем ошибка, если полностью не уверены в этом. Если Вы не в состоянии показать исправление исходного кода, которое решит проблему и продемонстрирует неверное поведение, то заявление о нахождении ошибки преждевременно.

То же можно сказать про web страницы и документы. Нашли ошибку? Пришлите более уместный вариант документа и укажите место, куда его нужно вставить.


Если никто из пользователей с подобной проблемой не сталкивался, велика вероятность, что ошибается не программное обеспечение, а Вы.


Создатели программного обеспечения очень стараются, чтобы оно работало безупречно. Утверждение, что они ошиблись, может как минимум расстроить авторов, особенно если вынести сообщение об ошибке в тему сообщения.


Формулируя вопрос, лучше держаться предположения, что Вы предпринимаете неправильные действия, ведь если это ошибка программы, все равно Вы об этом узнаете из ответа. Пусть лучше разработчики извинятся перед Вами за ошибку, чем Вы окажетесь в неприятной ситуации, где придется раскаиваться за преждевременные умозаключения.


ПУБЛИЧНОЕ САМОУНИЖЕНИЕ НЕ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ

Уяснив, что требовать ответа в истерической или грубой форме неверно, некоторые выбирают другую крайность – самоунижение. Чем рассказывать специалисту о том, что Вы неудачник и неумеха, лучше сосредоточьтесь на правильной формулировке вопроса.

Факты – вот что необходимо мастеру. А давить на жалость ни к чему. Если Вы чувствуете, что уровень вопроса очень невысок, обратитесь на страничку форума для начинающих, где пользователей невысокого уровня большинство. Однако самоунижение неуместно и здесь.


ОПИСЫВАЙТЕ СИМПТОМЫ ПРОБЛЕМЫ, А НЕ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Если Вы обращаетесь за помощью к ИТ специалистам, старайтесь не навязывать своих мыслей о сути проблемы. Это все равно, что вызывать врача и рассказывать ему собственный диагноз. Возникает вопрос: зачем вызывал?

Намного важнее сообщить точные симптомы «болезни», а диагноз пусть ставит специалист.

Плохо: Я постоянно получаю ошибки SIG11 при компиляции ядра и подозреваю, что причина - микротрещина на материнской плате. Как лучше всего это проверить?
Хорошо: На собранном мной компьютере K6/233 на материнской плате FIC-PA2007 (чипсет VIA Apollo VP2) с 256MB памяти Corsair PC133 SDRAM начинают часто возникать ошибки SIG11 примерно через 20 минут после включения питания в ходе компиляции ядра, но они не возникают в первые 20 минут. Перезагрузка ни к чему не приводит, а вот отключение на ночь помогает. Замена всей памяти не помогла. Соответствующая часть результатов типичной компиляции прилагается.
Специалисту необходимо буквально увидеть проблему и ее симптомы, поэтому не тратьте время на донесение своих домыслов и догадок до мастера, а покажите проблему как можно четче.

В ОПИСАНИИ СИМПТОМАТИКИ ПРОБЛЕМЫ ВАЖНА ХРОНОЛОГИЯ

Очень часто, чтобы разобраться с причинами проблемы, нужно узнать, что произошло накануне неприятной ситуации. Точное описание событий, происходящих непосредственно перед возникновением проблемы, поможет разобраться в причинах ее возникновения и помочь в устранении ошибок.

Если Вы работали с интерфейсом командной строки, поможет запись сеанса (с помощью утилиты script) с последующим включением ее в сообщение.


Если сбой произошел в программе, снабженной опциями диагностики, попробуйте подыскать опции, которые добавят полезную информацию для отладки в запись сеанса. Но не забывайте, что отладочная информация должна быть полезной и информативной.


Если сообщение достаточно объемно, сформулируйте проблему в начале, а затем проследите хронологию действий, которые привели к ошибке. Это сконцентрирует внимание специалиста на важных деталях.


ОПИСЫВАЙТЕ ЦЕЛЬ, А НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ШАГИ

Если Вы намерены разобраться в проблеме, опишите специалисту цели, и лишь после этого расскажите о конкретных шагах, которые Вам не удались на пути к цели.

Часто человек просит помочь сделать определенный шаг, не думая при этом, что выбрал ложное направление. Раскрутить запутанный клубок домыслов и ошибок будет нелегко, поэтому ставьте цели, а шаги пусть выбирают профессионалы.

Плохо: Как заставить диалог выбора цвета в программе FooDraw воспринимать шестнадцатеричное RGB значение?
Хорошо: Я пытаюсь заменить таблицу цветов в изображении нужными мне значениями. Сейчас я вижу только один способ сделать это - редактируя каждый слот таблицы, но я не могу задать шестнадцатеричное RGB значение в диалоге выбора цвета программы FooDraw.
Второй вариант вопроса более разумен. Он позволяет получить в ответ средство, более подходящее для решения поставленной задачи.

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАЙНЫ ИЗ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ИТ-специалисты считают, что работа над решением проблемы должна быть прозрачной и общедоступной. В этом случае к решению вопроса могут подключиться сторонние специалисты, которые помогут исправить недочеты или дополнить ответы. Кроме прочего, коллеги смогут отметить компетентность друг друга.

Выработка решения сообща невозможна, если общение между Вами и специалистом происходят по электронной почте. Такой вариант возможен, только если вопрос некорректно сформулирован или слишком прост, чтобы быть интересным другим.


Исключением может считаться сбор схожих ответов в электронных письмах с последующим оформлением их в статью для дискуссионной группы.


ЗАДАВАЙТЕ ЧЕТКИЕ И ЯСНЫЕ ВОПРОСЫ

Объемные вопросы требуют не менее объемных ответов. А люди сведущие, которые могут ответить на Ваш вопрос, как правило, очень заняты. Цена времени хорошего специалиста очень высока, поэтому он может не рискнуть временем и не ответить на вопрос большого размера.

Предоставьте специалисту возможность проверить Ваше решение, просмотреть ссылки и коды. Это сделает их усилия четко направленными и сконцентрированными на решении проблемы.


Ресурс знаний компьютерных экспертов огромен, в то же время временной ресурс катастрофически мал. Чем меньше времени требует Ваша проблема от специалиста, тем больше вероятность, что он поделится с Вами этим временем. Ограничивайте вопрос, но не упрощайте настолько, что невозможно будет разобраться в сути.


НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСОВ ИЗ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Если специалист поставил перед Вами определенные вопросы, постарайтесь отыскать на них ответы. Целью эксперта будет научить Вас на собственном опыте решать некоторые свои проблемы. Не требуйте ответов на такие вопросы, максимум, просите подсказку.

Если разобраться в вопросе из домашнего задания Вам не по силам, обратитесь в форумы, в общем, действуйте по схеме, описанной выше.


БЕССМЫСЛЕННЫЕ ПРОСЬБЫ БЕССМЫСЛЕННЫ

Ничего не несущие вопросы, вроде «Есть ли решение моей проблемы?» или «Сможет ли мне кто-нибудь помочь?» не только ничего не добавляют к сути проблемы, но и часто раздражают и отвлекают специалистов.

Если проблема компетентно, четко и понятно описана, нет никакой нужды в лишних риторических вопросах. А поскольку компьютерщики - народ веселый, на такой вопрос можно получить и соответствующий ответ:

- Есть ли решение моей проблемы?
- Конечно, есть!
И все.

То есть лучше не задавать вопросы, подразумевающие односложные «да» или «нет» в ответ. Лучше просто описать проблему без вопросительных знаков.


НЕ ПРИКРЕПЛЯЙТЕ К СВОЕМУ ВОПРОСУ ЯРЛЫК «СРОЧНЫЙ», ПУСТЬ ДАЖЕ ДЛЯ ВАС ОН ИМЕННО ТАКОЙ

Каким бы срочным для Вас не был вопрос, занятому своей работой специалисту это безразлично. Подгонять специалиста считается дурным тоном и грубостью, поэтому Вы можете совсем остаться без ответа.

Правда, исключение из правил все же есть. Если срочный запрос (в вежливой форме) поступит от очень серьезной организации, которая уважаема ИТ-специалистами и может в дальнейшем им пригодиться, они, скорее всего, поторопятся помочь в разрешении проблемы.


Однако если Вы, подавая запрос, считаете свою фирму безумно важной и солидной, это не значит, что специалист-компьютерщик будет разделять Ваше мнение. Вполне возможно, что клич о помощи из базы торпедных катеров вызовет интерес эксперта, а помощь в программном обеспечении фабрики мороженого нет. А, возможно, наоборот.


Поэтому тщательно взвешивайте, как оформлять вопросы, если не хотите услышать в свой адрес злобных комментариев.


ВЕЖЛИВОСТЬ НИКОГДА НЕ МЕШАЕТ И ИНОГДА ПОМОГАЕТ

Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» использовать стоит обязательно, даже если формулировка вопроса требует лаконичности. Люди, помогающие Вам бесплатно, достойны хотя бы такой малости, как благодарность на словах.

Конечно, в деловом Интернет-общении вежливые слова менее важны, чем грамотность, четкость и ясность в формулировке проблемы. Но если технически вопрос построен идеально, несколько вежливых слов помогут дополнительно расположить к себе специалиста.


Единственное вежливое выражение, которое недолюбливают ИТ-специалисты, - это фраза «Заранее благодарен». Некоторые считают, что фраза показывает нежелание человека благодарить специалиста после выполнения им работы. Так что благодарите экспертов до, во время и после работы, но только по-другому.


ПОШЛИТЕ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

По окончании работы неплохо разослать сообщение об этом всем, кто участвовал в процессе. Во-первых, им будет интересно узнать, чем все закончилось, а, во-вторых, это еще один повод поблагодарить за оказание помощи. Если проблема заинтересовала дискуссионную группу, стоит отправить сообщение и туда.

Правильным будет закрыть нить обсуждения, оставив сообщение с пометкой «РЕШЕНИЕ», «RESOLVED» или другой, не менее очевидной. Такая пометка должна крепиться к названию темы, чтобы новый человек сразу видел и суть проблемы, и результат работы над ней. Если есть немного времени, можно описать шаги, с помощью которых проблема смогла решиться, однако не расписывайте подробно, помните про краткость.


Более глобальные проблемы требуют и масштабных описаний. Опишите постановку вопроса, опишите пути решения и тупики, которых нужно избегать. Поблагодарите поименно каждого, кто Вам помогал, и друзей в этом мире у Вас станет немного больше.


Итоговое сообщение поможет всем участникам процесса почувствовать удовлетворение от качественно выполненной работы, а это так важно – увидеть свет в конце тоннеля, то есть увидеть решение сложной задачи. Это вдохновляет на дальнейшие открытия и поиски ответов.


Если Вы можете помочь другим – сделайте это. Отошлите измененные документы или списки ЧаВО тем, кто эти документы поддерживает. Такой поступок будет лучше всякого «спасибо».


ВЫВОД

Сократ сказал: «Чем больше я узнаю, тем больше я узнаю, насколько мало знаю». Задавая правильные вопросы, интересуясь глубинной сутью проблем, Вы можете открыть для себя новые горизонты познания. Не страшно хотеть и пытаться узнать. Страшно бездумно потреблять чужие знания.

В рассказе Роберта Шекли «Верный вопрос» созданный инопланетным разумом Ответчик знал ответы на все вопросы мироздания. К нему приходило множество существ со всей Вселенной, они задавали волнующие их вопросы. Но Ответчик не мог ответить ни на один вопрос, потому что вопросы были заданы не верно. И это не удивительно: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа» (Р.Шекли).


Задавайте правильные вопросы и получайте правильные ответы. А специалисты компании SDFF всегда к Вашим услугам.



Проект для трудолюбивых и честных фрилансеров с постоянным наличием удаленной работы, с абсолютно новым подходом к области фриланса